Бумажный самолет (verola) wrote,
Бумажный самолет
verola

Шляпа Маска с горчицей, причина крушения кора, и Общая Нехватка Серьезности



Маск объяснил причину крушения центрального ускорителя при запуске Фалкона Хэви..

..создавая объяснением дополнительные загадки. По крайней мере, для меня. Фалконы используют специальную жидкость для запусков двигателей. Маск сказал, что двигатели центрального кора перезапускались столько раз, что жидкость кончилась. Не хватило чуть-чуть — на последнем перезапуске зажегся только один, и тяги не хватило для торможения до нуля скорости.

Лично у меня тут вопросы.

Вряд ли могла быть ошибка с расходом жидкости на один перезапуск (это двигатели летавшие уже порядка 500 раз) Значит число перезапусков было внеплановое? Почему? Или просто недолив — что-то такое роскосмическое по идиотизму? Я вообще на нуле понимания. Мне непонятно почему торможение было 3 двигателями, всегда раньше тормозили одним. Или центральный кор так отличается от боковушек?

* * * *

В Твиттере произошла замечательная перепалка между Илоном Маском (SpaceX) и Тори Бруно (глава ULA, Boeing-Lockheed). ULA сейчас вторая по значению космическая компания мира, обладающая второй по грузоподъемности ракетой — Delta IV Heavy.

Причина перепалки — цены. Дело в том, что хотя и с ценами на Falcon Heavy нет совсем полной ясности (от $90 миллионов до $150, в зависимости от числа возвращенных коров), но цены на Delta IV Heavy — до 6 февраля самую мощную ракету мира — покрыты полным мраком (от $350 миллионов до значительно больше $600 миллионов).

ULA продает ракеты очень сложно — большими оптовыми наборами, где не ясно, сколько стоит каждая отдельная колбаска из пакета. Да еще берет с правительства США $1 миллиард ежегодно просто так, отдельно — за "поддержание способности запускать ракеты в широком ассортименте".

В любом случае, даже $350 миллионов не потянут против $150 — а при цене в $150 мил у Фалкона еще и в 2 раза больше грузоподъемность. То есть, такая, какой сейчас на Земле ни у кого больше нет (и долго еще не будет).



Короче, Маск сказал в Твиттере, что "съест свою шляпу с горчицей", если Вулкан/Центавр полетит с нагрузкой по национальной безопасности раньше 2023. Вулкан — эта ракетная система ULA, которая должна быть резко дешевле. Проектирование Вулкана началось ТОЛЬКО из-за конкуренции, созданной SpaceX. На эти слова Бруно ответил только — "Вау".

Мой прогноз — Маску не придется есть свою шляпу. Спроектировать, построить, испытать и сертифицировать (а это три успешных полета подряд) за 5 лет? ULA не сможет. Хотя будет интересно, если попытается.

* * * *

SpaceХ заканчивает строительство третьей баржи космодрома — для посадки ступеней. И назвали они ее — "Нехватка Серьезности" ("A Shortfall of Gravitas"). В честь космического корабля из серии романов M. Banks' "Culture", который назывался "Общая Нехватка Серьезности". Баржа присоединится к плавучим космодромам "Конечно, я все еще люблю тебя" (Атлантический океан) и "Только прочитай инструкции" (Тихий океан).

"Нехватка серьезности" будет оперировать в Атлантике. Запуски сейчас пойдут почти каждую неделю, и одной "Все еще люблю тебя" будет просто недостаточно.

* * * *

Размер победы SpaceX столь огромен, что мне кажется, что я сама в фантастическом романе. Пока еще никто не понял всего значения того, что произошло.

Для супер сложных и супер огромных научных и военных задач давно нужна была сверхтяжелая ракета. Хэви изменит не только экономику запусков. Грядут огромные перемены в космической астрономии, исследованиях Солнечной Системы, и, конечно, в военном деле. Этот прорыв запускает лавину идей, возможностей и проектов. Будут об этом посты. Следующий уже готов.

Сергей Королев понял бы Маска абсолютно, как родную ему душу. Но в России Королевa больше нет.

P.S. Некоторые материалы:
1. Про крушение кора — https://www.space.com/39690-elon-musk-explains-falcon-heavy-core-booster-crash.html
2. Про цены запусков — https://arstechnica.com/science/2018/02/three-years-of-sls-development-could-buy-86-falcon-heavy-launches/
3. Про Нехватку Серьезности — https://www.floridatoday.com/story/tech/science/space/2018/02/12/elon-musk-new-spacex-drone-ship-coming-east-coast-port-canaveral/330356002/


меня в ленту Оглавление и помощь — здесь
Tags: spacex, космос
Subscribe

Posts from This Journal “spacex” Tag

promo verola july 24, 2016 21:00 304
Buy for 200 tokens
На картинке Жанна Ким. Когда спорят прекрасные дамы, а вы собираетесь вмешаться, выясните сначала какие силы стоят за каждой дамой, потому что беспризорными они бывают редко. Чтобы не оказаться со своим хвостом и копытом сатира перед 20-метровым Зевсом в лютом гневе. Акт 1. Наказать по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestsmoliarm

February 15 2018, 22:52:34 UTC 2 months ago

  • New comment
>>Значит число перезапусков было внеплановое? Почему?
- нет, число запусков было плановое.

>>Или просто недолив — что-то такое роскосмическое по идиотизму?
- нет, "недолива" не было.

>>Я вообще на нуле понимания.
- ну, давайте я попробую объяснить.

Общая информация:
1.
Поджиг производится специальной смесью TEA-TEB (triethilaluminum and triethilboran).
Оба соединения жидкости, и оба они пирофоры, то есть они воспламеняются на контакте с кислородом.
2.
Поджиг надо производить в каждом двигателе - в двух местах: а) в газогенераторе турбонасосного агрегата (ТНА) и собственно б) в камере сгорания двигателя (КС).
3.
Вопреки распостранённому бытовому мнению (по типу "одна спичка = один поджиг") - количество поджигающей жидкости на один поджиг НЕ известно заранее.
Поджигающая жидкость подаётся до тех пор пока в агрегате не будет достигнут некий параметр, свидетельствующий о том что поджиг состоялся - успешно.
Что за "некий параметр"? - зависит от конструкции, в разных двигателях по-разному. Для ТНА это может быть число об/мин или температура выхлопа, для КС - давление или та же температура.
Главное - это самое "до тех пор пока" - оно сильно зависит от внешних условий, и эта зависимость - не обязательно линейная.

Простой бытовой пример: дома на кухне зажечь примус можно с одной спички - наверняка. Точно такой же примус - но в горах и в ветренную или дождливую погоду - не факт, что одной спички хватит.

Теперь про данный конкретный случай: центральный блок Falcon Heavy на момент разделения имел скорость гораздо больше, чем во все предыдущие разы.
Его скорость была существенно выше на момент начала Re-entry Burn.
И тут стоит отметить, что запуск жидкостного ракетного двигателя -
*** в движении
*** против набегающего газового потока
*** и набегающего с гипер-звуковой скоростью
- вообще говоря, это очень нетривиальная задача. Кроме SpaceX этого не делал никто, они первые.
Поэтому не стоит удивляться инциденту или говорить об идиотизме (любого рода).
Тот, кто идёт первым - всегда налетает не непрогнозируемые проблемы.
В данном случае их можно наоборот - поздравить: они получили новую порцию уникального и ценнейшего опыта - бесплатно.
Да, бесплатно - эту ступень они не собирались использовать повторно.

====================
>>Мне непонятно почему торможение было 3 двигателями, всегда раньше тормозили одним.
- нет не всегда. Уних уже были попытки делать посадочный импульс тремя двигателям.
Это всё документируется в теме Falcon Launch Log на НСФ.

>>Или центральный кор так отличается от боковушек?
Дело здесь не в центральном блоке. Это общее правило: чем больше тяга на посадочном импульсе - тем меньше горючего он берёт.
И в то же время - тем сложнее и опаснее этот манёвр.
Они учатся его делать - надёжно.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →