Самый грандиозный распил тысячелетия продолжается. Но сначала загадочная картинка — что это за огромная бандура, куда и зачем её везут? Подсказка — это пост про космос и про новую модель прогресса человечества.
Огромная ёмкость — бак кислорода второй ступени ITS — Interplanetary Transport System — Межпланетной Транспортной Системы. Это даже ещё не сам бак, а его слегка уменьшенная модель. Он правильного диаметра, но уменьшен по высоте на 30% (зачем-то). Бак проходит всесторонние испытания, и эти испытания проводятся в открытом океане, чтобы исключить опасность для людей и строений, если что-то пойдёт не так на этой ранней стадии. Картинка для оценки размеров бака.
На снимке выезд на испытания бака давлением. Тестировалось 2 уровня давлений, оба успешно. Следующее испытание жидким кислородом. На картинке — место бака во второй ступени ITS.
SpaceX продолжает сложнейшую работу по созданию ITS. В случае идеального развития событий ITS начнёт грузовые полёты к Марсу с 2022 года. На 2024 запланирован первый пилотируемый запуск с небольшим экипажем. Но Марс далеко не единственная цель программы:
— ITS будет способна выводить на низкую орбиту около 300 тонн груза в возвращаемом варианте, то есть за один полёт может быть выведено до 800 спутников (вес 386 кг) для глобальной системы космического Интернета, заявку на которую подала Spacex. В итоге, выведение полной системы может потребовать всего 5-6 полётов. Для (сравнительно) простых спутников очень массового изготовления, резкое снижения стоимости вывода на орбиту будет критически важно.
— На Марс ITS сможет доставлять по 100-200 человек, хотя первые несколько полётов предполагаются почти полностью грузовыми
— Теоретически и с меньшей нагрузкой, ITS может осуществлять успешные рейсы на Марс в "межсезонье", то есть когда Земля и Марс не находятся в идеальной геометрической позиции. Это должно позволить доставку помощи в случае каких-то непредвиденных обстоятельств — не придётся ждать больше 2 лет для идеальной геометрии
— По своим параметрам ITS даёт возможность пилотируемых полётов к Юпитеру. А значит открывается для пилотируемых полётов всё — Меркурий, Венера, Уран, пояс астероидов, малые планеты пояса астероидов, спутники Юпитера, например, Европа.
* * * *
Конечно, сейчас никто не может дать железной гарантии, что ITS можно будет построить. Помимо всего прочего, там ещё много нерешённых проблем. Огромны, в частности, проблемы с баками. Нет ещё окончательного варианта самого Raptora — двигателя ITS.
Но SpaceX внушает бесконечное уважение упорством своих проектов. Они делают ITS почти на 100% на внутреннем финансировании (для корабля, для Раптора — есть небольшая помощь от американских военных). Чем-то это похоже на гениальность Архимеда, который делал оборонные механизмы для родных Сиракуз, и, таким образом, мог доставать средства для существования и исследований.
Сейчас ни одно государство мира не способно осуществлять успешные масштабные проекты, которые занимают 8-20 лет. А когда они осуществляются — как ИТЕР (Международный Экспериментальный Термоядерный Реактор) — хочется рыдать, глядя на осуществление. Когда-то США и СССР славились долгосрочными проектами. Потом способность планировать на длительный срок умерла — сначала в СССР, а потом и в США.
Вот это главное.
SpaceX строит вовсе не только уникальный двигатель Раптор, и даже не ракету ITS, которая откроет ресурсы половины Солнечной системы, и даже не колонию на Марсе, удваивающую возможности человечества. SpaceX создаёт новую модель прогресса цивилизации — модель, которую можно попытаться использовать на других направлениях главного удара — AI, переписываемой генетики, интерфейсов мозга с компьютерами, и других.
Понравилось?
Оглавление и помощь блогу — ЗДЕСЬ
Journal information