
Сначала давайте оценим стоимость доставки людей/грузов в обоих направлениях, а потом перейдем к real estate.
По доставке надо рассмотреть два совершенно разных Starship сценария:
(1) Доставка на топливе, сделанном на Земле и перевезенном на Марс;
(2) Доставка на топливе, выработанном на самом Марсе установками Сабатье с электричеством от атомных реакторов, скажем;
Сценарий 1. Возвращение на земном топливе
Итак: На НОО $10/кг для 100 тонн полезного груза. Для доставки на поверхность Марса - 6 заправок, 6 полетов заправщика на НОО с полным грузом в 100 тонн. То есть доставка на поверхность Марса - $70/кг, исходя из 100 тонн груза.
Топливо для возвращения в 100 раз дороже, потому что оно доставлено по цене $70/кг, а на Земле это меньше, чем $0.7/кг. Однако и гравитационный колодец Марса очень мелкий, 1/4 земного, так что возвращение будет в 25 раз дороже, примерно $1,750/кг.
Посмотрела, когда писала (это несколько дней назад) - 1 кг золота стоил $57,367. Таким образом, если на Марсе производится, например, золото, то транспортные расходы для доставки, даже на земном топливе, лишь 2% от стоимости продукции.
Сценарий 1 требует, чтобы: либо корабли возвращались на Землю, либо сами были -полезным грузом. Но если на каждые 100 тонн груза надо добавлять ещё $200 миллионов за изготовление Starship, остающегося на Марсе и бесполезного там, то стоимость доставки возрастает на $2000/кг ($200,000,000 разделить на 100,000кг). Тогда обратная доставка не окупается даже золотом.
Квартиры на Марсе
Однако на начальных этапах корабли будут очень полезны, и они вполне являются капиталовложением в колонию. Если закопать корабль до макушки в грунт, то в нем можно жить, держать сухие припасы, накапливать метан и кислород.
Это очень быстрый способ создать комфортабельное жильё и хранилища кислорода и топлива. Да, квартирки тесные, да, их стоимость как у квартир на Манхеттене, но зато какой быстрый ввод в эксплуатацию. 25 квартир на корабль, $8 миллионов каждая квартира. Да, дорого, да, дорогая коммуналка, но это все-таки очень экзотическая location, а за это всегда надо платить дополнительно.
Сценарий 2. Возвращение на марсианском топливе
Однако корабли будут возвращаться, возвращаться на топливе произведенном на Марсе. Сколько будет стоить метан и кислород, произведенные на Марсе по Сабатье, сказать пока трудно. Зависит от срока службы атомных реакторов, от того с какой скоростью будут изнашиваться химические установки, и от того, можно ли будет износ ремонтировать на Марсе или доставлять запчасти с Земли. Но в первом приближении, стоимость горючего, выработанного на Марсе, будет лишь в разы дороже такого же процесса на Земле.
Вот тогда стоимость транспортировки с Марса упадет вертикально. Корабли с какого-то момента надо возвращать в любом случае, это не обсуждается.
И после раскрутки колонии взять на них лишний вес на Землю можно будет по цене, близкой к перевозке с Земли на Марс (марсианское топливо дороже, но и марсианский гравитационный колодец в разы мельче). То есть, за те же $50-$70/кг. А на Земле продают мраморные полы с ценой $1,000,000 за квадратный метр. Не хотите бассейн или бальный зал марсианского мрамора?
* * * *
Это не значит, что Марс обязательно будет снабжать Землю полезными ископаемыми. Вряд ли. Незачем. Не в этом вектора его ценности.
Но если будут нужны доставки, то транспортные расходы узким местом не станут.
Journal information