Картинка - Самуэль Решевский дает сеанс одновременной игры шахматным мастерам, Франция, 1920 год. Решевскому на фото 8 лет.
Это 3я часть. Начало было в Бывают ли плохие дети и в Гадкие Лебеди и математические классы. И почти сутки переписываю мучительно в 100-ый раз, зная, что никто уже не увидит и не прочтет. Потому что хочется сказать ясно, а тема очень сложная оказалась.
Это вот про что. Природная одаренность - пробивает многие преграды и стены, но насколько она обязательна - вполне открытый вопрос. Тут три вещи перемешиваются.
1. Главное. Чтобы наслаждаться и жить творчеством не обязательно быть профи. Чтобы любить, например, науку, не обязательно быть ученым. При это, вполне научные наблюдения можно внести в любую жизнь, сочетать с чем угодно, причем эти наблюдения будут полезны в науке. Они не будут просто любительством. И это для всех, для 100% детей доступно. И чтобы быть театралом - не обязательно самому играть хоть в одном спектакле - хотя на самом деле доступно это тоже всем.
Это столько радости и глубины жизни на любой другой работе, в любой другой деятельности. Это почти единственная задача школы на самом деле.
2.Оснащение детей инструментами на любой уровень достижений. Уникальные природные данные - это хорошо. Но насколько они обязательны, чтобы добиваться тех же показателей, которых сейчас добиваются самые из самых по природным данным?
Из чего складывается творческий взлет? Рано начать? Рано специализироваться на конкретную область? А может еще и правильные умения приобрести, и не только в самом ремесле, но и рядом. Потому что в жизни, кроме творческого элемента есть еще и другие слагаемые успеха. Братья Грим: один брат пишет, второй - по редакциям бегает. Общественного запроса на гениев нет. Это уже специализированная школа, но только для тех, кто хочет.
Куда может дорасти человек, если его очень правильно и очень рано начать учить. Какие сверкающие вершины могут быть доступны ему? [Кажется, что ответ будет совершенно замечательный, и я понимаю, что это пугает]
3. Очень сильно одаренные от природы: Роберт Фишер, Эварист Галуа, Михайло Ломоносов, Вольфганг Моцарт, Григорий Перельман и т.п. Дети с края природного распределения. Люди, которые с ними работают, говорят, что там тоже все непросто.
Кстати, интересно, сколько природных гениев в разных странах просто теряется, совсем не раскрывается никогда. Ломоносов убежал из дома, Паскалю отец запрещал заниматься геометрией (считая, что у него слабое здоровье для этого). Для них, скорее всего, нужны особые условия, немного другие школы. Это кажется естественным. Но на самом деле, моя позиция, что другие школы нужны всем, и еще не известно кому больше.
* * * *
В первом варианте текста приводила примеры из шахмат - условно, председатель шахматного клуба в Васюках (1), сестры Полгар (2), Роберт Фишер (3). Шахматы - лишь неловкая метафора. Подставьте то, что вы знаете: математику, биологию, возню с железяками, мазанье кистью по натянутому холсту, само преподавание детям )
"Он бумагу умел марать
При свете свечки,
Ему было за что умирать
У Черной речки"
Предположение состоит в том, что не нужно рождаться с уникальными способностями, чтобы это стихотворение имело для вас смысл. Мое предположение в том, что это стихотворение может иметь смысл для каждого - просто разными гранями, которые разные, но они все сверкают.
Надо начинать с Ребенка. Это главный будущий фронт, сразу после Вечной Молодости или даже до нее.
Journal information